Мифическая инквизиция

выбраннаяВ этой статье мы продолжим разбирать мифы об инквизиции, установим, как на самом деле она работала. Особо остановимся на Испанской инквизиции.

Рассмотрим Испанскую инквизицию, которая выглядит в глазах современных обывателей наиболее мрачным и кровавым учреждением.Поскольку Испанская инквизиция работала профессионально и эффективно, она вела очень четкие записи. Ими полны огромные архивы. Документы эти были секретными, так что у писцов не было никаких причин делать что-либо иное, нежели аккуратно записывать каждое действие. Их записи — золотая жила для современных историков. На настоящий момент плоды их исследований показали с абсолютной точностью одно: миф об Испанской инквизиции вовсе не имеет ничего общего с реальностью.

Большинство тех, кто обвинялся в ереси, либо были оправданы, либо приведение приговора в исполнение откладывалось.
Основным посылом инквизиции было то, что еретики, подобно потерявшимся овцам, просто ошиблись дорогой. Нераскаявшиеся или упрямые еретики отлучались от Церкви и передавались светским властям.

Несмотря на популярный миф, Церковь не жгла еретиков. Это светские правители считали ересь прес- туплением, караемым смертной казнью. Простой же факт заключается в том, что средневековая инквизиция спасла тысячи невинных (и даже не совсем невинных) людей, которых иначе поджарили бы на костре мирские сеньоры или растерзала бы толпа.
Испания в силу особых причин отличалась от прочих стран Европы. Если из Англии и Франции иудеи были изгнаны еще в 12-13 веках, то в Испании они процветали на всех уровнях. Многие крестились. Именно неприязнь к крещеным евреям, как со стороны испанцев, так и со стороны иудеев, и дала начало инквизиции в Испании. Поначалу она занималась делами исключительно новообращенных из иудаизма. Считалось, что новообращенные продолжают оставаться иудеями. Существовали даже предположения о заговоре против власти и страны. Возможно, эти слухи не были необоснованными. В любом случае, атмосфера в Испании того времени была настолько напряженной, что дело часто доходило до вооруженных столкновений между дворянством из марранов (крещеных евреев) и испанской знатью. Самих евреев обвиняли в тайной поддержке марранов и связях с арабами. Здесь следует напомнить, что в Испании только что завершилась Реконкиста, и арабы считались смертельными врагами страны.
Инквизиция в Испании сразу была поставлена под контроль государства. После полемики Папы с королем Фердинандом Рим был фактически исключен из испанских дел. Отныне инквизиция в Испании становилась орудием монархии, а не Церкви.
Противостояние Испанской инквизиции со стороны иерархии Католической церкви лишь возрастало. Многие церковные деятели указывали на то, что сжигание еретиков без попытки наставления их в вере противоречит всем принятым обычаям. Если таковые вообще виновны, то лишь в невежестве, а не в осознанной ереси. Многочисленные клирики самого высокого ранга жаловались Фердинанду. Сохранялось недовольство Испанской инквизицией и в Риме. Папа дважды писал королю, прося его о большем сострадании, милосердии и мягкости по отношению к еретикам, но тщетно.
Однако и в самой Испании прекрасно понимали, что жестокостью можно лишь запугать, но не обратить человека.
Печально известный в наши дни, но любимый соотечественниками в свое время Торквемада реформировал структуру инквизиции, привел ее к единообразию. Его преемники продолжали политику реформ. Вредоносные элементы были убраны, процедуры изменены.
Каждому трибуналу было придано два инквизитора-доминиканца, советник по юридическим вопросам, коннетабль, прокурор и большое число помощников. Все они, кроме двух доминиканцев, были мирянами, королевскими чиновниками.
После реформы у Испанской инквизиции было мало критиков. Укомплектован-ная хорошо образованными профессионалами-юристами, она стала одним из самых эффективных и милосердных судебных органов Европы. Ведь то было время, когда в Лондоне каралось смертью даже повреждение кустов в публичном саду. Казни были повседневными событиями по всей Европе. Но с Испанской инквизицией дело обстояло иначе.
Испания была избавлена от ведов- ской истерии, захватившей Европу, ровно потому, что на границе страны ее остановила Испанская инквизиция. Когда на севере Испании появились первые обвинения в ведовстве, инквизиция направила туда своих людей для расследования. Эти образованные легисты не нашли достоверных доказательств существования ведьмовских шабашей, черной магии или жареных младенцев.
Кстати, Римская инквизиция тоже не позволила ведьмовским фантазиям заразить Италию.
Неизбежный вывод таков, что по меркам своего времени Испанская инквизиция была, определенно, просвещенным учреждением. Так и считало большинство европейцев до 1530 года. А после Испанская инквизиция перевела свое внимание с еретиков на новопоявившихся реформаторов-протестантов. Народ Испании и его монархи решили не позволить протестантизму проникнуть в их страну, как то случилось в Германии и Франции. Методы инквизиции не изменились. Казни и пытки все так же были крайне редким явлением. Но новый объект навсегда изменил ее имидж.
К середине XVI столетия Испания была самой богатой и могущественной державой мира. Король Филипп II считал себя и своих соотечественников верными защитниками Католической церкви. Менее богаты и менее могущественны были протестантские регионы Европы, в том числе Нидерланды, северная Германия и Англия. Но у них имелось новое мощное оружие: печатный пресс. Хотя на поле боя испанцы были непобедимы, пропагандистскую войну они проиграли. В те годы родилась знаменитая «черная легенда» об Испании. С северных печатных станков хлынули бесчисленные книги и памфлеты, обвинявшие Испанскую империю в бесчеловечных пороках и ужасных жестокостях, творимых в Новом Свете. Процветающая Испания представала в них краем тьмы, невежества и зла. Хотя современные ученые давно уже опровергли «черную легенду», она и по сей день сохраняет свою силу. Назовите доброго конкистадора. Не поворачивается язык, правда?
Протестантская пропаганда, метившая в Испанскую инквизицию, обильно черпала из «черной легенды». Так и получилось то, что мы имеем сегодня в своем представлении.
Народ Испании любил свою инквизицию. Вот почему она так долго стояла на страже закона и морали того времени. Но со временем померкла Испанская империя. Богатство и власть перетекли на север, в частности — во Францию и Англию.
Французские философы вроде Вольтера видели в Испании модель Средневековья: слабого, варварского, полного предрассудков. Испанская инквизиция, уже получившая определение кровожадного органа религиозных гонений, высмеивалась мыслителями Просвещения как жестокое оружие нетерпимости и невежества. Была создана новая, вымышленная Испанская инквизиция, придуманная врагами Испании и Католической церкви.
Я, кстати, нарочно избегаю большого количества статистики для того, чтобы читатели могли самостоятельно все проверить.
Теперь рассмотрим наиболее популярные мифы об инквизиции.
Инквизиция и только инквизиция занималась охотой на ведьм.
Это не так. Ведовство никогда не считалось достойным делом. (Разумеется, там, где в ведьм верили). До XVI века это преступление находилось в ведении светских судов. А после Реформации, когда в Германии никакой инквизиции и быть не могло, костры были, а вот в католической Испании — не было. Ну и вспомним печально знаменитый Салемский процесс. Дело происходило в Америке, где никакой инквизиции вообще никогда не было.
От рук инквизиции погибло огромное количество человек.
Приведенная в некоторых книгах «статистика» жертв инквизиции выглядит впечатляюще, пока не сравнивать эти цифры с архивами. Количество казнимых по инквизиционным приговорам было на порядок меньше, чем казнимых по приговорам светских судов. А, к примеру, количество людей, за несколько лет павших жертвами революционного террора во время Французской революции, в сотни раз превышает количество жертв Французской инквизиции за все время ее существования. Это не то чтобы оправдание инквизиции, но все познается в сравнении.
Все, кто имел несчастье обратить на себя внимание инквизиторов, кончали жизнь на костре.
Самыми распространенными приговорами инквизиционного трибунала были покаяние, изгнание и конфискация имущества. Смертная казнь применялась только в крайних случаях, обычно к проповедникам ересей, которые упорствовали в своих заблуждениях.
Показателен пример ведовских процессов начала XVII века в Наварре, часть из которой принадлежала Франции, а часть Испании. На французской территории светский судья быстро счел обвинение в ведовстве правомерным и отправил десяток человек на костер. С испанской стороны прибывший для расследования инквизитор Салазар Фриас тщательно сличил противоречивые показания обвиняемых и проанализировал «колдовскую» мазь, разумеется, абсолютно недейственную. После чего обвиняемых оправдали и отпустили по домам.
«Молот ведьм» — это книга, в которой с чувством и смаком описаны ужасные пытки и казни, которые инквизиторам следовало применять к несчастным жертвам.
На самом деле книга эта посвящена в основном теологическим и правовым аспектам работы инквизитора. Впрочем, даже Торквемада считал эту книгу нелепой.
Инквизиция преследовала ученых и устраивала гонения на науку.
Инквизиция благополучно существовала бок о бок с университетами. Монастыри были центрами грамотности и передовых технических достижений того времени. Большинство открытий и изобретений, сделанных в эпоху Средневековья, принадлежат, как это ни странно, монахам и священникам Католической и Англиканской церквей.
Знамя антирелигиозной пропаганды Джордано Бруно был казнен вовсе не за занятия наукой. Потому что наукой он практически не занимался. По сути, он был, скорее, не ученым, а оккультистом. Вряд ли учение о переселении душ можно назвать научной теорией. Подобные рассуждения в сочетании с церковным саном (Бруно все-таки был монахом доминиканского ордена) и политическими интригами, в которых он принимал активное участие, и привели к столь трагическому концу. Кстати, именно после процесса Джордано Бруно инквизиторы стали с подозрением относиться к теории Коперника — уж больно хорошо Бруно увязал ее со своим оккультизмом.
Учение о том, что земля плоская и не вертится, было религиозной доктриной, и думать иначе считалось грехом.
Автор геоцентрической системы Птолемей (в отличие от вышеупомянутого Джордано Бруно) был ученым. Например, его исследования в области геометрии сферы актуальны до сих пор, и несколько теорем из плоской и сферической геометрии и сейчас носят его имя. Космогония Птолемея была научной теорией своего времени. Она опиралась на расчеты, подтверждалась наблюдениями. Пусть она и оказалась неверной, но глупо воспринимать ее как байку про трех китов. Именно эта теория впервые озвучила шаровидность Земли.
Да, она получила широкое распространение и стала общепринятой. Но вовсе не потому, что опиралась на какие-то религиозные доктрины. Если кто не знает — в Библии ни слова не сказано о форме земли или траекториях движения планет.
И хоть это и прозвучит дико, но ни Коперник, ни Галилей не смогли предос- тавить убедительных доказательств правоты своих теорий, которые, кстати, тоже имели серьезные изъяны. Правильность их основных выводов была подтверждена только после открытий, сделанных Кеплером и Ньютоном.
Так что, кроме Галилея, ни одного другого примера преследования именно ученых именно за научные открытия и теории мне не известно. Пожалуй, следует рассмотреть этот инцидент более подробно. Этим и займемся в следующей статье.
В статье использованы следующие материалы:
Я. Павловский, "Очерки истории Католической церкви", 1994 г., глава "Инквизиция".
Х. А. Льоренте, "История Испанской инквизиции", Москва, 1999 г.
Проф. Томас Мэдден, “Правда об Испанской инквизиции”, http://www.una voce.ru/
Заметки о Средневековой инквизиции свящ. В. Данилов.
У. Монтер, "Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени", гл. 4 "Инквизиция в Средиземноморье".


 Герман Мамиев