Первый Герой Труда Осетии

В семье крестьянина Дзамбулата Лазарова из села Эльхотово в сентябре 1872 года родился пятый ребенок — сын, названный Асланбеком. Рос он, как и его старшие братья, смышленым, послушным, трудолюбивым. Одно угнетало трудягу Дзамбулата — ни он сам, ни супруга, ни их дети не умели ни читать, ни писать. Лишь глава семьи, после долгих лет общения с соседними змейскими казаками, кое-как говорил по-русски. Вот и решил Дзамбулат позаботиться о приобщении к русской грамоте хотя бы младшего сына.

Он отвез шестилетнего Асланбека в станицу Змейскую в семью своего приятеля — кунака Степана Перепеченого (такое практиковалось очень широко).
Однако мальчик в Змейской задержался недолго — всего два месяца. Он так скучал по дому, братьям, матери, что даже перестал есть. Никакие ласки и уговоры гостеприимной семьи не помогали. Видя такое состояние ребенка, Степан Павлович решил проводить маленького Асланбека домой. Было это в 1878 году. А через год в селе Эльхотово впервые в его истории открылось одноклассное училище.
Несколько слов по этому поводу. В те времена крестьяне получали денежный доход только от продажи зерна: кукурузы, пшеницы, ячменя и частично — продуктов животноводства. От тех доходов платили и учителям. Когда же два года подряд выдались неурожайными, сельчане не в состоянии были содержать общественную школу. Поэтому через год она закрылась. Обремененные непосильными налогами эльхотовцы отказались содержать учебное заведение за свой счет. Кроме того, муллы подстрекали жителей, они боялись как огня немусульманского образования, тем более на чужом языке.
Сельчане собрались на сход села, где эльхотовцы заявили: если царское правительство действительно заботится о них и хочет, чтобы их дети видели свет, то пусть построит школу и содержит ее за казенный счет. Карательные меры не заставили себя ждать: инициаторов «противозаконного решения» выслала администрация наместника Кавказа, и под нажимом властей жители села вынуждены были вновь открыть школу за свой счет. В том же 1879 году одним из сорока двух учеников-мальчиков стал младший сын Дзамбулата Лазарова.
Всего три года проучился Асланбек в начальной школе. Отец его не имел средств, чтобы устроить сына в среднее учебное заведение. Так что подростку пришлось помогать старшим по хозяйству.
Говорят, мир не без добрых людей. В 1885 году родственник Лазаровых — учитель Сохиев — устроил Асланбека в училище «Алагирско-Салугарданского общества восстановления христианства на Кавказе». Это учебное заведение младший Лазаров окончил в 1888 году. Много лет спустя Асланбек Дзамбулатович вспоминал, что в том же году отец женил старшего сына, и все те скудные сбережения, которые семья копила долгое время, были отданы за невесту. Из-за этого калыма учеба его опять была прервана. Вновь пошли крестьянские будни: сев, прополка, заготовка кормов, уборка урожая...
И опять на пути любознательного юноши появился добрый человек. Это был приятель Дзамбулата, начальник железнодорожной станции «Эльхотово» Г. Горин. По его настоянию Асланбека приняли временно ремонтным рабочим телеграфной линии на станции «Беслан». Здесь под руководством опытного механика Жмиренко он постигал азы рабочей профессии. Через три года Асланбека перевели учеником телеграфиста. Его вызвали в город Ростов на экзамен в управление Владикавказской железной дороги.
Об этом эпизоде в своей биографии Асланбек Дзамбулатович рассказывал так: «Прибыл в Ростов 28 июля 1895 года. Сразу же явился в телеграфную службу управления дороги. Начальник службы Кашинцев ознакомился с моим делом, затем вызвал меня и заявил, что как нерусского и вдобавок неправославного не может допустить к работе. Подумать только, каково было мое положение. Я был доведен до отчаяния и, выйдя из кабинета начальника, громо- гласно заявил, что решил покончить с Кашинцевым, а затем с собой. Об этом немедленно доложили начальнику, и тот позвал меня к себе. Я чувствовал, что он готов или избить меня, или отдать на растерзание в руки жандармов. Но вдруг «остыл» и начал задавать мне вопросы по телеграфной службе. Потом подписал документ, который давал мне право работать телеграфистом...»
Спустя два года, в 1897 году, Асланбека перевели на Средне- азиатскую железную дорогу, где он короткое время работал старшим телеграфистом, потом — помощником начальника станции «Чарджоу».
Чем дальше, тем отчетливее видел Асланбек Дзамбулатович классовые противоречия в обществе, у него зрел протест против эксплуатации и гнета. Но окончательное и решающее влияние на его мировоззрение оказала маленькая книжка. Это был «Манифест коммунистической партии». Теперь-то Лазаров яснее понимал, против кого и за что нужно бороться. Вместе с путейскими рабочими в 1905 и 1906 годах он принял активное участие в восстании против царизма. Повстанцы жестоко отомстили своим палачам — жандармскому вахмистру станции «Скобелево-Жданово» и еще двум жандармам. Вскоре Асланбек Дзамбулатович стал одним из организаторов массовой забастовки на Средне- азиатской железной дороге. В годы реакции А. Лазаров, как и его товарищи по классовой борьбе, ушел в подполье...
Год 1917-й. Свершилась Февральская революция, к власти пришло Временное правительство. В стране практически ничего не изменилось: лилась кровь на фронтах империалистической войны, казнокрады разворовали выделяемые для нужд армии средства, богатые богатели, бедные нищали. В такой обстановке во второй половине сентября 1917 года в городе Ташкенте проходил продовольственный съезд народов Средней Азии. Одним из делегатов был Асланбек Лазаров. Большевики-революционеры приурочили к съезду восстание рабочих и части войск гарнизона против местных властей — ставленников правительства Керенского. Один из отрядов восставших рабочих железнодорожников возглавлял Лазаров. Накануне взятия города Ташкента рабочими и революционно настроенными воинскими частями Асланбек Дзамбулатович был схвачен юнкерами графа Доррера и посажен в Ташкентскую крепость. Но 1 октября того же 1917 года, когда власть в городе перешла к Советам, он был освобожден. С этого времени и до 1921 года, пока Советская власть окончательно не укрепилась почти во всех районах Средней Азии, Асланбек Дзамбулатович с оружием в руках сражался за народное дело.
В 1918 году А. Д. Лазаров вступил в ряды большевистской партии. С этого момента, по его выражению, удвоилась его ответственность и озабоченность за судьбу пролетарской революции. Теперь он — член Андижанского ревкома, один из военных контролеров и член полевого суда.
В начале 1919 года главнокомандующий контрреволюционными силами в Средней Азии Мадамин-бек объединил свои силы с русским белогвардейским войском полковника Минстрова и двинулся на Андижанский район. Превосходящим контрреволюционным силам удалось захватить ущелье с Джалал-Абадом, а также город Ош и станцию «Андижан-II». Подступы к станции «Андижан-I» заблаговременно были подготовлены к обороне, в результате чего враг не смог прорваться к основным опорным пунктам. В то время Лазаров был одним из организаторов обороны Андижана. А осенью 1919 года Асланбека Дзамбулатовича в числе 11 большевиков командировали в Джалал-Абадский район для создания первых рабочих органов Советской власти.
Возвратившись на станцию «Андижан-I», Асланбек Лазаров до начала 1921 года возглавлял работы по созданию баррикадных платформ от Андижана до Намангана, где не прекращалась ожесточенная борьба с бандами басмачей...
Где бы человек ни трудился, его всегда тянет на родимую сторонку. Так и Асланбек Лазаров в начале 1922 года вместе с семьей вернулся в родное село. Здесь его приняли на работу дежурным по станции «Эльхотово». Вместе с местными коммунистами Азрумом Доевым, Боташем Салбиевым, Гаппо Зортовым и другими он стал неутомимым пропагандистом нового, советского уклада жизни.
Где только не поспевал Асланбек Дзамбулатович! Как депутат сельского Совета, он участвовал в создании первых кооперативов на селе, занимался культурой и просвещением. Много энергии и труда он вложил в досрочное окончание строительства семилетней школы — так называемой «школы колхозной молодежи», а также второй в Эльхотово начальной школы.
В 1931 году Асланбек Лазаров был назначен начальником железнодорожной станции «Орджоникидзе». За короткое время коллектив станции стал победителем социалистического соревнования среди родственных предприятий отделения. Асланбек Дзамбулатович был награжден грамотами Управления Северо-Кавказской железной дороги. Тогда же его представили к почетному званию. За долголетнюю работу на транспорте, за особые заслуги в социалистическом строительстве Президиум Всесоюзного Центрального Исполни-тельного Комитета в 1935 году присвоил Асланбеку Дзамбултовичу Лазарову звание Героя Труда. Он до конца своих дней оставался верен идее государства социальной справедливости.


С. КУБАЛОВ.