Цены на товары растут, а доходы потребителей — не очень
По суровым законам торговли, самый быстрый рост цен происходит всегда на продукты питания — без них человек обойтись не может и будет покупать их при любых обстоятельствах.
Поэтому в условиях свободного рынка производители и магазины могут спекулировать на цене продуктов как хотят. Цены сейчас не ограничиваются государством, как во времена СССР, но и предложение не ограничено. Поэтому теперь главный защитник потребителя — это конкуренция. Если не нравится цена в одном магазине, мы идем в другой. Благо, они у нас в райцентре на каждом шагу.
10-го августа мы посетили несколько торговых предприятий: «Колос», «Стекляшка», супермаркет «Магнит», «Солнечный», «Копейка» (на территории бывшего кинотеатра «Колос»). Даже в ближайших друг к другу магазинах цены могут ощутимо отличаться. Но тут уж приходится выбирать: забежать в магазин по дороге, но переплатить, отстоять очередь в торговой точке низких цен, но сэкономить, съездить в местные фермерские хозяйства на бывших колхозных землях и приобрести по очень невысоким ценам овощи и фрукты хорошего качества или потратить как минимум два-три часа на поездку в соседнюю КБР в целях той же экономии.
Однако даже самые низкие цены в магазинах гораздо выше той стоимости, по которой продукты отпускаются самими производителями сельскохозяйственной продукции. На этой разнице и зарабатывает свою «копеечку» розничная торговля. Посредники прибавляют к цене товара не менее 20 процентов. Наконец, магазин делает наценку от 20 до 30 процентов. Конечно, можно задаться вопросом: не стыдно ли производителям, посредникам, рознице, а также государству с его налогами брать с граждан немалые проценты сверх себестоимости? Но на самом деле получается, что внушительная накрутка набегает в сумме наценок каждого участника товаропроводящей цепочки. Почему же мы переплачиваем в два, три и более раз даже за самые обыденные товары? Законы свободного рынка диктуют свои правила торговли, и они далеко не всегда в пользу потребителя. Раз есть спрос, продавцы не будут снижать цены. Все эти напасти также перекладываются на плечи потребителя.
Цены неумолимо растут, а доходы населения — не очень: все знают, что только на одно питание уходит немалая часть зарплаты. Но наши кошельки пустеют явно в чью-то пользу: посредники и магазины «наваривают» солидную прибыль с накруток на товары. Товаропроводящая цепочка чаще всего выглядит так: производитель — посредник — розница. Само собой, все участники этой схемы стремятся больше заработать, поэтому на каждом этапе начальная себестоимость продукта заметно увеличивается. Она складывается из двух составляющих: затрат на сырье и расходов на производство (зарплата сотрудникам, электроэнергия, обслуживание оборудования). Плюс к этому производитель оплачивает налоги, а затем продает товар оптовому посреднику или сразу рознице по отпускной цене, заложив в нее свои проценты прибыли. Розница ничем не ограничена в накручивании цен, кроме конкуренции: если люди не покупают, значит, в соседнем магазине дешевле. Если же другой магазин слишком далеко или рано закрывается, то тут торговцам «все карты в руки»: пока есть спрос, цены можно назначать самые «кусачие». Мы сравнили цены в вышеназванных магазинах и выяснили, что стоимость совершенно одинаковых продуктов может отличаться примерно на 10-20 процентов, которые и идут в карман рознице. Рассчитывать на то, что государство каким-то административным образом наведет порядок с ценами, не приходится. Значит, вся надежда на развитие конкуренции. Но предыдущие четверть века строительства рыночной экономики в нашей стране этой надежды явно не оправдали.
Цены на продукты питания подвергаются ежедневным колебаниям, которые легко объяснимы сезонным состоянием. Практически каждая из торговых организаций, которую мы посетили, имеет собственную линейку основных продуктов. Молочная продукция пользуется постоянным спросом, поскольку в основном бывает высокого качества по хорошей цене. К примеру, в магазинах «Магнит» и «Солнечный» весьма тщательно следят за сроками годности продукции, поэтому шанс приобрести здесь просроченный товар достаточно мал. Пользуется у сельчан большой популярностью и свежее домашнее молоко, которое частники сдают в некоторые магазины. Сыры на прилавках магазинов «Магнит» и «Стекляшка» своим разнообразием поражают даже искушенных покупателей. Такой продукт, как сметана, также в обилии присутствует в продаже на прилавках. Она представлена немалым количеством производителей, а цена ее колеблется в зависимости от объема упаковки, в которую она расфасована. Местным республиканским производителям молочных продуктов удается добиться высокого качества своей продукции, но по неизвестным причинам ее итоговая стоимость достаточно высока, а сельчанам небезразлично, где произведены продукты, которые они покупают. В «Стекляшке» молочная продукция в основном из Кабардино-Балкарии. Всегда в изобилии присутствует на прилавках «Магнита» молочка из КБР, Краснодара, Воронежа и даже Москвы. Там же на прилавках можно встретить огромное количество сортов хлеба и булочек. Обычный хлеб (белый или ржаной) можно приобрести по невысокой цене. Изделия частных пекарен неместных производителей стоят несколько дороже. В любом из названных магазинов можно приобрести растительное масло по самой разной цене в зависимости от фирмы-производителя и объема емкости.
Овощи и фрукты, не считая бахчевые и цитрусовые, в указанных торговых организациях в основном местные, хотя, как уже было сказано выше, приобретать их у самих фермеров будет значительно дешевле.
Как правило, в крупных торговых точках цены несколько выше, нежели в более мелких. При этом далеко не всегда цена определяет качество. «Магнит» применяет результативный маркетинговый ход — регулярно проводит акции снижения цен на реализуемые товары, а у «Солнечного» другой, не менее эффективный прием — он закрывается позже всех, в 11 часов ночи. В этом его явное преимущество, так как ночные покупатели летом не редкость.
Подводя итог, можно сказать, что цены в магазинах существенно отличаются друг от друга, но общий порядок стоимости указанных продуктов первой необходимости приблизительно одинаков, равно как и их хорошее качество, которое каждый день радует жителей района.
А. КУБАЛОВ.